воскресенье, 22 декабря 2013 г.

1877 - Cамсон и Далила (Samson et Dalila), op. 47

Камиль Сен-Санс


       После ряда неудач в оперном жанре, это сочинение, ставшее лучшим среди 11 опер композитора, принесло ему успех. Большую роль сыграл в этом Лист, взявшийся осуществить постановку в Веймаре после того, как от нее отказалась дирекция Гранд-Опера. Сегодня это самая популярная опера композитора, единственная, не сходящая со сцен современных оперных театров.

Опера `Самсон и Далила`, op. 47 - Камиль Сен-Санс (Camille Saint-Saens).
Рубенс, Самсон и Далила

      Известно об одиннадцати трактовках этого драматического сюжета, существовавших до того, как к нему обратился Сен-Санс. Это не считая, конечно, генделевской интерпретации драмы Мильтона — произведения, написанного в жанре не оперы, а оратории. И отнюдь не все они принадлежат перу нынче забытых композиторов. Одна из них, например, творение Рамо, либреттистом которого в данном случае был не менее знаменитый человек — Вольтер. Другая принадлежит немцу Иоахиму Раффу. Довольно странно, что при том, что каждый из этих композиторов был не только именитым музыкантом, но также влиятельной персоной, ни одна из их самсоновских опер никогда не была поставлена.

Опера Сен-Санса «Самсон и Далила»

В 3, последнем действии, во второй картинае имя Иегова встречается 2 раза

Samson et Dalila Опера в трех действиях Камиля Сен-Санса на либретто (по-французски) Фердинанда Лемера, основанное на библейской Книге Судей.

Действующие лица:
ДАЛИЛА, жрица бога Дагона (меццо-сопрано)
САМСОН, предводитель иудеев (тенор)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ ДАГОНА (баритон)
АБЕМЕЛЕХ, газский сатрап (бас)
СТАРЫЙ ИУДЕЙ (бас, см. Ф.И. Шаляпин, 1896, Москва и Нижний Новгород.)

Время действия: библейское.
Место действия: Газа.
Первое исполнение: Веймар (по-немецки), 2 декабря 1877 года.

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

КАРТИНА ВТОРАЯ
(Внутренность храма Дагона. Статуя бога. Жертвенные алтари. Посреди святилища две мраморные колонны, поддерживающие всё здание. Верховный Жрец Дагона окружён филистимлянскими князьями. Далила и молодые филистимлянки стоят с чашами в руках; они увенчаны розами. Несметная толпа народа наполняет храм. Занимается день.)
***
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ
Итак, Самсон, нельзя молчать.
Ей повтори любви признанье.
Все те слова скажи опять, что ты ей шептал на свиданье.
Моли Иегову твоего вернуть твоим очам луч денницы, тогда уверую в него, благословлю его десницу!
Коль помощь он бессилен дать, за что же пред ним преклоняться?
Смеяться я буду продолжать, над гневом неба издеваться!


САМСОН
Ты молчишь, Израиля Бог, не клеймишь его уст проклятьем?
Не дашь мне сил, чтоб я в объятьях его задушить здесь бы мог?
Я прогневал тебя,
Боже правый, и больше не смею молить, чтоб дозволил хоть раз вступить в борьбу с врагом тебе во славу!

ФИЛИСТИМЛЯНЕ
Ха, ха, ха!..
Твой гнев нам лишь смешон!
Не страшен нам Самсон!
В твоей бессильной злобе ты под ноги смотри!
Не упади!
Под ноги смотри, Самсон!
Ха, ха, ха...

ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ
(к Далиле)
Далила, идём жертву Богу приносить.
Пред силой его Иегова сам дрожит.
(ко всем)
Дагон давно ждёт ваших молений, хвалебных песен, жертвоприношений.

(Вместе с Далилой направляется к жертвенному алтарю, на котором находятся священные чаши. Огонь горит на жертвеннике, убранном цветами. Далила и Верховный Жрец взяв чаши, делают возлияния на священный огонь, пламень которого усиливается и, разом затухнув, вновь возгорается. Самсон остаётся посреди сцены. Рядом с ним стоит приведший его ребёнок.)

ФИЛИСТИМЛЯНЕ
Славный Дагон! Слава!
(Самсон, стоя между двух колонн, пытается их расшатать.) 

САМСОН
Не забудь раба своего, который на краю могилы!
Мне возврати на миг мою утраченную силу!
Помоги за тебя отомстить, их вместе с богами раздавить!
(Самсону удаётся расшатать колонны, и храм начинает рушиться.)

ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ, ДАЛИЛА И ФИЛИСТИМЛЯНЕ
Ах!
(Храм обрушивается посреди всеобщего ужаса, погребая под собой все).

Конец


      На русской сцене впервые поставлена в Киеве (сезон 1893/94).
      В Петербурге французской труппой под управлением Э. Колонна (дирижировавшего премьерой в Париже). На русской сцене она была впервые поставлена в петербургском Мариинском театре 19 ноября 1896 г. (М. Славина — Далила, И. Ершов — Самсон, Л. Яковлев, И. Тартаков — Верховный жрец). Спектакль имел большой успех. К 1901 г. относится постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна. Опера шла на многих сценах России (например, Свердловск, 1927). Среди спектаклей последних десятилетий выделяется постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса — Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов — Самсон) и Мариинского театра (премьера — 2 декабря 2003 г., дирижер В. Гергиев; О. Бородина — Далила).

Фёдор Шаляпин в роли Старого Иудея
А. Гозенпуд 

Сен-Санс. Опера «Самсон и Далила»
Глава №107 книги «Путеводитель по операм — 2»
Действие происходит в палестинском городе в библейские времена.

Действие первое 
Возвращается Самсон с иудейским войском. Из храма выходят филистимлянские девушки, среди которых и красавица Далила. Она славит силу и храбрость Самсона. Богатырь чувствует, что в его сердце загорается любовь к прекрасной девушке.

Площадь в Газе.
Иудеи, находящиеся под игом филистимлян, ропщут и обращаются к богу с мольбами об освобождении. Сатрап Газы Абемелех издевается над ними. Славящийся небывалой силой Самсон подстрекает своих единоверцев к восстанию. В дверях дворца появляется Абемелех. Он обращается к иудеям с издевательской речью, пересыпанной угрозами. Завязывается схватка между иудеями и филистимлянами. Самсон закалывает Абемелеха. Филистимляне бегут, иудеи во главе с Самсоном преследуют их. Из храма выходит верховный жрец Дагона и призывает своего бога покарать иудеев. Самсону же он предсказывает гибель от женщины, которую он полюбит.
Действие второе 
Домик Далилы. Далила клянется своему приемному отцу, верховному жрецу Дагона, отомстить Самсону за филистимлян. Вскоре появляется Самсон. Далила принимает его с чарующей теплотой. Ей удается завлечь Самсона в свои сети. Однако герой не выдает тайну своей неодолимой силы и отваги. Далила отталкивает Самсона, упрекает его в трусости и скрывается в своем жилище. Давно нараставшая гроза со всей силой обрушивается на природу. Самсон с мольбой простирает руки к небесам, прося помочь ему освободиться от чар Далилы. Однако любовные чары сильнее молитвы: Самсон следует за своим роком, за Далилой. Поблизости уже собрались филистимляне. По зову Далилы они бросаются на Самсона.
Действие третье 
Картина первая. 
Закованный в кандалы, томится Самсон в темнице Газы. Далила срезала его волосы — источник его чудесной силы, враги ослепили его и заставили здесь в тюрьме крутить точильный камень. Стоны его народа доносятся и до застенка. Иудеи вновь томятся под гнетом филистимлян. Самсон с раскаянием взывает к Иегове, прося взять его жизнь, дав взамен свободу иудеям. Филистимлянские воины снимают с Самсона цепи и уводят его. Картина вторая. 
Храм бога Дагона.
В честь победы филистимляне устроили большой пир. В храм вводят Самсона. Далила протягивает Самсону золотой кубок и издевается над его простотой: как он мог поверить в ее любовь. Самсон молчит. Однако, когда верховный жрец отдает приказ вести Самсона к жертвенному алтарю, он, собрав последние силы, обхватывает колонны, поддерживающие свод храма, сдвигает их, и храм рушится, похоронив под собой филистимлян вместе с Самсоном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий